ПОДЕЛИТЬСЯ

22В сложившейся международной обстановке особое геополитическое значение приобрела очередная 7-я  экспедиция «Арктического плавучего университета», которая еще раз показала, что Россия не отказывается от своих прав на Арктику. Масштабные научные изыскания в этом регионе подчёркивают серьёзность намерений нашей страны по освоению Крайнего Севера. Также стоит заметить, что в этом году, несмотря на санкции и иные препятствия, увеличилось международное участие в экспедиции. Если в 2014 году иностранных граждан на судне было четверо, то в 2015 — семь, которые представляли Бразилию, Германию, Данию (Фарерские острова), Исландию, Испанию, США (Аляска).  Тем самым   Россия показывает, что готова к диалогу, а совместную  научную работу  рассматривает как один из мостиков, позволяющих развивать межгосударственный диалог.

В этом году экспедиция отличалась от предыдущих тем, что наряду с традиционными блоками – почвенно-химическим, картографо-геодезическим, экологическим, медицинским и историко-культурным – впервые были включены социально-экономические исследования.

Полученные результаты исследований тщательно анализируются и будут представлены в виде сводного отчёта экспедиции этой осенью. За период рейса экспедиция на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» преодолела дистанцию в 3351,5 морских миль (6208, 988 км) по Белому, Баренцеву, Печорскому и Карскому морям. В этом году маршрут экспедиции получился таким: Архангельск — Соловецкие острова — о. Долгий — о. Голец — о. Матвеев — Мыс Белый Нос (Югорский полуостров) — п. Варнек (о. Вайгач) — Мыс Желания (Новая Земля) — бухта Русская гавань (Новая Земля) — о. Хейс (Земля Франца-Иосифа) — бухта Тихая (о. Гукера) — мыс Флоры (о. Нортбрук) — Малые Кармакулы (Новая Земля) — о. Сосновец — Архангельск.

Общее время пути: 20 дней 8 часов. Арктику изучали 51 человек из разных регионов  России и, как отмечено  выше, 7 иностранцев.

«Арктический плавучий университет» – уникальный проект Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова при поддержке Русского географического общества, Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, иных государственных и частных организаций. Проект выполняет сразу несколько функций, значение которых сложно переоценить.

Образовательная функция. Студенты, магистранты, аспиранты, участвующие в экспедициях, получают возможность как углубить знания по своей специальности, так и расширить свой кругозор. Лекции ведут кандидаты и доктора наук по различным направлениям. Кроме того, в рамках образовательных модулей происходит активная работа в группах, по итогам которой обучающиеся представляют доклады и презентации.

Научная функция. Университет – это не только образовательное, но и научное учреждение. Экспедиции АПУ занимаются изучением флоры, фауны, почвы, климата, истории Российской Арктики. В этом рейсе добавилось ещё одно направление — социологическое, в рамках которого происходило изучение жизненных ценностей и быта жителей Крайнего Севера. Не менее важным следует считать и медицинское направление исследований, призванное оценить адаптацию человеческого организма к пребыванию в высоких широтах. «Арктический плавучий университет» позволяет получить ценнейшую информацию о таком малоисследованном регионе, как Арктика.

Отдельно можно указать на то, как участие в экспедиции в высоких широтах влияет намировоззрение исследователей. Разговоры об Арктике, её значении ведутся не один год, но для абсолютного большинства россиян Арктика — ледяная пустыня на северном краю страны, где они никогда не были и вряд ли хоть раз побывают. Соответственно, никакого отклика в сердцах и умах тема высоких широт не вызывает. Возможность же своими глазами увидеть суровую красоту арктической природы сразу преображает отношение человека к Северу, и то, что раньше казалось чем-то далёким и виртуальным, навсегда занимает своё место в душе; Арктика становится неотъемлемой частью России, как это и должно быть.

Из-за сложных погодных и ледовых условий фактический маршрут существенно отличался от запланированного, но научная программа экспедиции была выполнена в полном объёме. Участники рейса собрали большой объём ценной информации о животном мире Арктике, растительности, почвах, морях, метеоусловиях, истории освоения, быте жителей удалённых поселений, влиянии арктических широт на функциональное состояние организма. Также в ходе рейса были найдены 52 артефакта природного и антропогенного происхождения (камни, кости, предметы быта и т.д.), которые будут представлены в музее «Арктического плавучего университета».

Источник: РИСИ

ПОДЕЛИТЬСЯ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ