ПОДЕЛИТЬСЯ

Арктика, с ее сложными географическими и метеорологическими условиями, предъявляет особые требования к авиационной технике. В создании такой техники Россия в последние годы смогла добиться существенного прогресса.

Вертолеты. В начале июля холдинг «Вертолеты России» досрочно передал российским военным два арктических транспортно-штурмовых вертолета Ми-8АМТШ-ВА. Первая машина этого типа поступила на Камчатку в 2016 году.

Арктический Ми-8АМТШ-ВА может эксплуатироваться при температурах до минус 60 градусов Цельсия. Благодаря дополнительным топливным бакам дальность полета вертолета превышает 1400 км. При необходимости он может нести вооружение, аналогичное Ми-8АМТШ, в том числе ПТУР «Штурм» или «Атака» и ракеты «Игла» класса «воздух–воздух». На Ми-8АМТШ устанавливается бортовой комплекс обороны «Витебск», защищающий от переносных ЗРК.

При создании арктического вертолета особое внимание уделено совершенствованию навигационного оборудования, обеспечивающего длительные полеты над безориентирной местностью.

Беспилотники. Первый отряд беспилотных летательных аппаратов (БЛА) был сформирован на Северном флоте еще в 2013 году. Позже он был переформирован в эскадрилью. Сообщалось, что в перспективе на Севере будет сформирован полк беспилотной авиации. На вооружении эскадрильи состоят серийные отечественные системы «Орлан-10» и «Форпост», предназначенные в основном для разведки.

Командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов в 2016 году заявил: «Пока беспилотные аппараты применяются в основном для ведения разведки, наблюдения и мониторинга. В перспективе мы планируем работать с машинами, оснащенными оружием».

Оба разработчика перспективных БЛА для Минобороны России – «Кронштадт» и ОКБ имени М.П. Симонова – заявили о работе над арктическими беспилотниками. На авиасалоне МАКС-2017 группа «Кронштадт» впервые презентовала БЛА «Орион-Э», который имеет продолжительность полета свыше 24 часов и массу около тонны.

В 2017 году о разработке гражданского арктического БЛА «Альтаир» заявил другой лидер беспилотного направления – казанское ОКБ имени М.П. Симонова. По мнению экспертов, «Альтаир» – это гражданский вариант тяжелого БЛА, который разрабатывается в рамках программы «Альтиус-М» для Минобороны РФ. Он будет иметь массу около 7 т и полезную нагрузку до 2 т. «Альтаир» будет иметь чрезвычайно большую дальность и продолжительность полета – 10 тыс. км и 48 часов. БЛА с такими возможностями сможет решать самые разнообразные задачи в любой точки Арктики.

Транспортные и специальные самолеты. Если не думать о перспективе, то нынешняя ситуация с транспортными самолетами в Арктике не выглядит угрожающей. Существующий в ВКС и Морской авиации ВМФ России парк достаточен для решения большинства задач. Его основу составляют тяжелые транспортные самолеты Ил-76 (существующие и выпускаемые Ил-76МД-90А), средние Ан-12 и легкие Ан-72 и Ан-26.

Проблема заключается в том, что ресурс большинства «анов» приближается к исчерпанию. Кроме того, поддерживать самолеты, спроектированные и построенные (в основном) украинскими авиазаводами, становится все труднее.

Надежду вселяют срочные меры, направленные на активизацию разработки легкого военно-транспортного самолета Ил-112В и восстановление производства усовершенствованного пассажирского Ил-114-300. Летные испытания этих самолетов должны начаться в 2018–2019 годах, поставки – в начале 2020-х годов.

Ил-114, как отметил вице-премьер Дмитрий Рогозин, заменит в Арктике линейку машин КБ Антонова. Кроме того, Ил-114 рассматривается как основа для создания специальных самолетов. Глава ОАК Юрий Слюсарь заявил: «Мы рассчитываем, что Ил-114 будет использоваться как платформа для всевозможных специальных комплексов: разведки, патрулирования, мониторинга. Рассматриваем вариант постановки на лыжи, для использования в арктических зонах и в качестве патрульно-спасательной машины».

Создание новых патрульных и противолодочных самолетов в России весьма актуально, поскольку существующие Ил-38, модернизированные Ил-38Н и Ту-142МК в среднесрочной перспективе исчерпают свой ресурс.

Ударные самолеты. Сегодня основу ударного потенциала России, в том числе на северном направлении, составляют самолеты Дальней авиации и фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34.

Россия наращивает возможности стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, которые помимо участия в ядерном сдерживании могут выполнять задачи в локальных и региональных неядерных конфликтах.

Следующим шагом станет модернизация дальних бомбардировщиков Ту-22М3, одна из важнейших задач которых – борьба с корабельными группировками противника, в том числе авианосцами. Согласно заявлению гендиректора компании «Туполев» Александра Конюхова, летные испытания Ту-22М3М начнутся в 2018 году.

В более отдаленной перспективе Дальняя авиация получит стратегические ракетоносцы Ту-160М2 и затем – перспективные авиационные комплексы.

Истребители ПВО. Со времен СССР основным истребителем-перехватчиком на Севере был МиГ-31. Он обеспечивал перехват крылатых ракет США, которые могли запускаться со стратегических бомбардировщиков и подводных лодок.

В последние годы МиГ-31 активно использовались на учениях в северных районах России. По заявлению заместителя командующего войск ВКО генерал-майора Кирилла Макарова, «истребители МиГ-31 будут прикрывать с воздуха наши порты, транспортные артерии и суда во всей арктической зоне».

Сегодня в России реализуется программа модернизации, которая охватит примерно 20% из 500 выпущенных МиГ-31. Модернизация по программам МиГ-31БМ/БСМ существенно повышает возможности истребителей по уничтожению современных средств воздушного нападения.

Вместе с тем, как заявил гендиректор РСК «МиГ» Илья Тарасенко, «жизненный цикл МиГ-31 идет к завершению в ближайшие 10 лет. Мы в инициативном порядке разрабатываем сейчас концепт самолета дальнего перехвата. Соответственно выйдем с предложением уже к нашему основному заказчику, и надеюсь, в ближайшее время мы уже выйдем на ниокровские работы». Однако в любом случае для создания перспективного перехватчика нового поколения потребуются время и ресурсы.

Многофункциональные истребители. «Рабочие лошадки» современной войны в воздухе – это многофункциональные истребители. Морская авиация Военно-морского флота сделала ставку на Су-30СМ, которые способны решать широкий круг задач, включая перехват воздушных целей, завоевание господства в воздухе и нанесение ударов по наземным и надводным целям. Кроме того, благодаря ритмичному крупносерийному производству Су-30СМ отличается хорошим соотношением эффективности и стоимости.

Северный флот стал вторым объединением ВМФ РФ, которое получило такие машины. Скорее всего северяне стали бы первыми, однако после известных событий Су-30СМ сначала были поставлены Черноморскому флоту.

Согласно распространенному в 2015 году сообщению Минобороны РФ, до 2020 года Морская авиация получит свыше 50 истребителей Су-30СМ. Командующий авиацией ВМФ РФ, Герой России генерал-майор Игорь Кожин заявил: «Поступление в войска истребителей Су-30СМ позволяет существенно расширить возможности авиационных группировок ВМФ. Большая дальность полета, возможность дозаправки в воздухе, способность бороться высокоточным оружием с воздушными, надводными и наземными целями – эти качества Су-30СМ востребованы Морской авиацией ВМФ России».

Отметим, что Морская авиация, причем не только в России, предъявляет к истребителям специфические требования. Недаром ВМС США продолжают закупки новых вариантов F/A-18, хотя имеют возможность полностью перейти на истребители пятого поколения.

Морских летчиков больше интересуют двухместные самолеты, облегчающие длительные миссии над безориентирной местностью и позволяющие в полной мере реализовать возможности многофункциональных самолетов.

Также вполне объяснимо, что на первом месте у флотских авиаторов стоит надежность – в океане или в Арктике покинувший самолет летчик имеет небольшие шансы спастись. Су-30СМ в этом плане выглядит предпочтительно.

Он создан на базе самого массового экспортного семейства российских истребителей Су-30МКИ/МКА/МКМ (всего построено около 400 машин семейства). За время выпуска такой большой партии самолетов удалось вылечить все «детские болезни» техники и отладить систему послепродажного обслуживания.

Благодаря в том числе открытой архитектуре авионики Су-30СМ имеет неограниченный модернизационный потенциал, который, как сообщили СМИ, уже начал реализовываться. Все необходимые заделы для такой модернизации в России есть, что позволяет усовершенствовать самолет без значительных инвестиций в НИОКР.

Интерес для Морской авиации может представлять перспектива адаптации к истребителю тяжелых дальних сверхзвуковых противокорабельных ракет. Такую программу в Индии ведет совместное предприятие «БраМос», российским участником которого выступает НПО машиностроения. Перенос этого опыта в «родные пенаты» позволит создать комплекс, способный бороться с любыми целями на море, включая авианосные группы.

Многофункциональные истребители существенно увеличат ударный потенциал российской авиации в Арктическом регионе. Довооружение Су-30СМ позволит создавать компактные группировки для решения разнообразных задач, стоящих перед боевой авиацией. Это чрезвычайно важно для небольших арктических аэродромов, развертывание на которых значительного числа специализированных самолетов затруднено.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БАЗИРОВАНИЯ

Финансирование программ развития оборонной инфраструктуры Россия ведет в приоритетном порядке. По информации агентства РБК, на эти цели выделяется 34 млрд руб., как это и предусмотрено упомянутой стратегией развития региона до 2020 года. Решение об этом было принято в ходе июньской серии совещаний с участием вице-премьера Дмитрия Рогозина – куратора арктической темы в правительстве.

В преддверии будущего наращивания авиационной группировки в Арктике ведется восстановление северных аэродромов России. Главком ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев заявил: «Идет развитие аэродрома Рогачево на Новой Земле и других северных аэродромов. Это Воркута, Тикси, Анадырь и мыс Шмидта, а также другие. Это аэродромы будут восстановлены, и на них будет базироваться наша авиация».

По словам представителя Спецстроя России, до 2018 года в Арктике будет обустроено девять аэродромов.

Таким образом, можно констатировать, что у России есть решимость и возможности для укрепления своих позиций в Арктике в интересах обеспечения безопасности и экономического развития государства.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ